понедельник, 13 января 2020 г.

Бани-поезда

В годы войны Челябинск делал не только знаменитые танки, и "Катюши", но и поезда-бани. На фронте они ценились не меньше юрких Т-34, и тяжелых танков прорыва ИС-3. Еще бы, ведь к концу 1941-го года около 80% бойцов Красной Армии на Западном фронте страдали вшами, а это: тиф и окопная лихорадка. 
Для солдат, измученных тяжелыми боями — пренеприятные спутники. Понимая, что баня для солдата — вещь столь же необходимая, как и полевая кухня, руководство Научно-исследовательского испытательного института Красной Армии решило воскресить уже несколько подзабытый проект банно-прачечных поездов. 


Дело в том, что первые локомотивы такого рода появились еще при "старом режиме" — в Русско-Японскую войну. Потом бани-паровозы колесили по стране, раздираемой Гражданской войной, а по ее окончанию — были забыты.


К строительству банно-железнодорожного кулака, который призывался раздавить антисанитарию и вшей, приступили различные города СССР в глубоком тылу: Челябинск, Тюмень, Омск. В 1941 году из челябинских депо вышло четыре таких поезда. Они состояли примерно из десятка вагонов. Первые четыре выгона представляли собой, собственно, баню: раздевалку, банно-помывочный комплекс, дезинфекционное отделение, "одевальню". Еще четыре вагона занимала прачечная, внутри нее стояли механические стиральные машины для солдатской формы. Кроме того, в составе подвижного состава имелись цистерны с водой, электростанция и столовая. За один час баня на рельсах могла обслужить сотню солдат. Соответственно, за сутки работы — целый полк.


Как вспоминают ветераны, приезд железнодорожной бани солдаты воспринимали, как настоящий праздник. Их можно понять: современный человек взвоет, если не помоется хотя бы неделю, а солдаты не мылись куда дольше, да еще и жили в грязных окопах. Естественно, поезд-баня являлся для бойцов Красной Армии чем-то по-настоящему волшебным. И очень славно, что Челябинск тоже приложил руку к созданию этого "волшебства".

6 комментариев:

  1. Не знала, что были такие поезда! Как здорово! Приглашаю принять участие в Блоговом конкурсе Ирины Заики. Смотрите мой пост от 10 января в "Волшебном фонарике".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я сама впервые узнала о существовании таких поездов, Ирина Михайловна, жизненно необходимых!

      Удалить
  2. Тоже никогда не слышала про такие поезда. Интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это был непросто один вагон, а целый банно-прачечный комплекс, всё продумано и предусмотрено.

      Удалить
  3. Елена, обалдеть! Ну, надо же, бани на колесах! Нам не рассказывали о бытовой стороне военного времени, а она ведь была важной составляющей победы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Верно, Ирина, это важная часть победы, ведь недаром говорят "В здоровом теле - здоровый дух!" А в военное время, ой как нужен был здоровый дух!
      Почему-то нигде, ни в литературе, ни в кино про войну не видела, чтобы были такие сцены со спецпоездами. Наверное, большая редкость была)

      Удалить

Страниц (22)123456789 Вперёд
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Собери пазлы. Назови улицу, на которой стоит скульптура