понедельник, 23 ноября 2020 г.

Автомобиль на дровах – реалии военного времени Танкограда

В подколлекции «Издано в Челябинске. 1941–1945 гг.», приуроченной к 75-летию Великой Победы, на сегодняшний день 79 копий книг: агитационных брошюр, произведений художественной литературы, методических рекомендаций и материалов научно-практических конференций. Эти документы – наглядная иллюстрация того, в каких условиях жили и работали герои Танкограда. Они рассказывают о том, как была организована работа больниц и детских садов, чем в условиях плохого снабжения можно заменить дефицитные медикаменты, как использовать в пищу съедобные коренья, грибы и ягоды.



Отдельный интерес среди всех документов вызывает изданная в 1944 г. брошюра «Заготовка древесного топлива для газогенераторных тракторов и автомобилей».

Сейчас в это трудно поверить, но в середине XX в. по Челябинску ездили так называемые «газгены» – машины, в которых вместо привычного бензобака использовалась газогенераторная установка. Такой агрегат, внешне напоминавший две бочки с трубой, цеплялся к кабине или ставился на прицеп и работал на твердом топливе, которое, сгорая, выделяло газ.

«В качестве газогенераторного топлива могут служить дрова (чурки), древесный и каменный уголь, торф и торфяной кокс, брикеты. Получаемые из древесных отбросов, торфа, соломы и пр. В настоящее время наиболее распространённым топливом для тракторов и автомобилей являются дрова-чурки. Лучшим древесным топливом считается дуб, клен, береза, но могут использоваться также и хвойные породы», – пишет автор методички П. Воронов.

Далее идут рекомендации о том, какого размера и формы могут быть такие дрова. Дело в том, что для эффективной работы машины необходимо было обеспечить равномерное горение, без образования пустот и необугленных частиц. А на 100 км пути требовалось около 100 кг дров.

Газогенераторные ЗИСы и ГАЗы (по сравнению со своими бензиновыми собратьями) были медлительными, но в условиях дефицита нефтепродуктов они стали незаменимы в тылу, так как работали на отходах производства и «подножном» материале. Но и после войны дровяные двигатели долго оставались востребованными. В 1946 г. в Миассе был собран первый опытный газогенераторный автомобиль на базе УралЗИС, а вскоре УралАЗ стал ведущим заводом по конструированию и выпуску газогенераторных автомобилей на базе ЗИС-5. Серийное производство газгенов прекратилось только в 1958 г. – такие грузовики активно эксплуатировались на лесозаготовках и в труднодоступных местах, где подвоз автомобильного топлива был затруднен.

Сегодня полузабытый газогенераторный двигатель вновь стал популярен в странах Северной Европы как альтернатива дорогостоящему и неэкологичному бензину – в качестве топлива используются кора, хворост, прочий лесной мусор и даже шелуха от семечек. Есть множество сайтов и сообществ в соцсетях, посвященных истории газгенов и их современным самодельным модификациям.


«Брошюра “Заготовка древесного топлива для газогенераторных тракторов и автомобилей”, несомненно, найдёт своего читателя. Она будет интересна историкам, инженерам, любителям автомобильных диковинок и учащимся – для школьных проектов по физике, экологии или краеведению, – уверена заведующая отделом краеведения Челябинской областной универсальной научной библиотеки Марина Дубровина. – Благодаря оцифровке этот уникальный документ из фондов библиотеки теперь доступен самому широкому кругу пользователей».

________________________________________

Напомним, проект «Уральская электронная библиотека», реализуемый с 2007 г., содержит материалы об истории и природе края, экономической, научной и культурной жизни Урала XIX – XXI вв., включая оцифрованные редкие книги и книжные памятники из фонда библиотеки.

Познакомиться и поработать с уникальными краеведческими изданиями вы можете уже сейчас – они представлены в Уральской электронной библиотеке на портале ЧОУНБ.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Собери пазлы. Назови улицу, на которой стоит скульптура