В годы войны Челябинск делал не только знаменитые танки, и "Катюши", но и поезда-бани. На фронте они ценились не меньше юрких Т-34, и тяжелых танков прорыва ИС-3. Еще бы, ведь к концу 1941-го года около 80% бойцов Красной Армии на Западном фронте страдали вшами, а это: тиф и окопная лихорадка.
Для солдат, измученных тяжелыми боями — пренеприятные спутники. Понимая, что баня для солдата — вещь столь же необходимая, как и полевая кухня, руководство Научно-исследовательского испытательного института Красной Армии решило воскресить уже несколько подзабытый проект банно-прачечных поездов.
Дело в том, что первые локомотивы такого рода появились еще при "старом режиме" — в Русско-Японскую войну. Потом бани-паровозы колесили по стране, раздираемой Гражданской войной, а по ее окончанию — были забыты.
К строительству банно-железнодорожного кулака, который призывался раздавить антисанитарию и вшей, приступили различные города СССР в глубоком тылу: Челябинск, Тюмень, Омск. В 1941 году из челябинских депо вышло четыре таких поезда. Они состояли примерно из десятка вагонов. Первые четыре выгона представляли собой, собственно, баню: раздевалку, банно-помывочный комплекс, дезинфекционное отделение, "одевальню". Еще четыре вагона занимала прачечная, внутри нее стояли механические стиральные машины для солдатской формы. Кроме того, в составе подвижного состава имелись цистерны с водой, электростанция и столовая. За один час баня на рельсах могла обслужить сотню солдат. Соответственно, за сутки работы — целый полк.
Как вспоминают ветераны, приезд железнодорожной бани солдаты воспринимали, как настоящий праздник. Их можно понять: современный человек взвоет, если не помоется хотя бы неделю, а солдаты не мылись куда дольше, да еще и жили в грязных окопах. Естественно, поезд-баня являлся для бойцов Красной Армии чем-то по-настоящему волшебным. И очень славно, что Челябинск тоже приложил руку к созданию этого "волшебства".